Ударим блокчейном по смотанному пробегу и наработке СНЭ/ППР

Один мой знакомый выбирает себе автомобиль с пробегом. В поисках лучшего варианта он наткнулся на видео одного известного блогера, в котором автор загнал свою новую старую машину на сервис, чтобы проверить ее состояние.
В ходе проверки выяснилось, что для электронной начинки автомобиля проводили ”предпродажную” подготовку. А именно, скрутили пробег, а также удалили информацию об ошибках из некоторых блоков. Само собой, что при обнаружении таких манипуляций могут снять с гарантии. После этого я пообщался еще с несколькими счастливыми владельцами подержанных автомобилей и пришел к выводу, что смотать пробег можно у любого автомобиля. Кроме того, нередки случаи, когда дилеры отказывают в обслуживании по надуманному предлогу об исправленном пробеге.

К сожалению, но эта проблема (достоверности данных об эксплуатации) актуальна не только для автомобильной техники.

И вот тут на помощь может прийти блокчейн. Достаточно сделать так, чтобы все записи электронной сервисной книжки велись с помощью технологи блокчейн. В первый блок информацию вносит производитель, во второй дилер при продаже, а дальше в процессе эксплуатации автоматически записывается информация самим автомобилем. При прохождении первого ТО дилер опять вносит свою информацию и заодно происходит обновление базы данных по данному автомобилю. В идеале, конечно, необходимо обновлять все удаленно (без визита на ТО), но пока не все автомобили находятся постоянно в сети. Конечно, я не оценивал экономическую целесообразность, затраты и т.д. Кром того, в процессе реализации могут появиться и технические сложности. Например, количество блоков и их размер не должны быть очень большими. В то же время (не смотря на трудности), такой подход позволит создать электронное эксплуатационное дело для каждого автомобиля и информации, содержащейся в этом деле, все смогут доверять.

Однако, применение данного метода не ограничивается только автомобилями. Такой подход можно использовать и для другой сложной техники. Например, авиация. Собственно, термин наработка СНЭ (с начала эксплуатации) и взят из авиационной промышленности (данный термин применяется не только в авиации). Некоторое время назад, мне довелось поучаствовать в одном проекте, в ходе которого стало понятно, что у наших производителей сложной техники (не только авиационной), существует большая проблема с обслуживанием, ремонтом и просто получением достоверной информации об эксплуатации своей техники у потребителя. Уже много раз писали, что наши средства объективного контроля морально устарели. Кроме того, есть вопросы и по применению контрафактных запчастей, с вышедшими сроками эксплуатации и много других трудностей. А между тем, рынок послепродажного обслуживания огромен и деньги там крутятся очень большие.

Достаточно создать и внедрить в эксплуатацию электронное эксплуатационное дело (сюда включается не только наработка, но и много чего еще), которому все будут верить и многие проблемы решаться. Хотя, конечно, до сих пор это не было повсеместно внедрено совсем не по причине отсутствия блокчейн. Блокчейн позволяет сделать ведение и хранение эксплуатационной информации более надежным и достоверным. Причем, это может оказаться выгодно и самому эксплуатанту.

Конечно, все выше описанное понимает достаточно большое количество людей. Мне по работе приходилось общаться с очень квалифицированными специалистами в данной области и все же, не смотря на все преимущества и наличие специалистов, сбор информации об эксплуатации техники у нас до сих пор ведется по старинке.

Хотя, казалось бы, достаточно объединить в рамках послепродажного обслуживания  RFID метки, электронное дело изделия, блокчейн и можно получить серьезные конкурентные преимущества.

Но, несмотря на все, воз и ныне там. Нам просто не для чего развивать данное направление автоматизации. В военной технике сразу повесят двух ”собак” и все сразу умрет, а гражданскую технику мы не производим в нужном количестве. Во всяком случае, производства широкофюзеляжных магистральных самолетов у нас уже нет.

Вот и получатся, что у западных партнеров идет развитие в данном направлении, а у нас пока только красивые презентации и намерения. А было бы очень интересно сделать такой проект.

Share
Закладка Постоянная ссылка.

Один комментарий

  1. Бош будет использовать блокчейн в автомобилестроении. Примерно по такой же схеме….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *